ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ КАЛЕЙДОСКОП
МУЗЕЙНАЯ ПЕДАГОГИКА
Сейчас этот термин стал модным. Печатается много статей, защищена не одна диссертация, написаны книги. Однако, многим до сих пор не ясно, что такое музейная педагогика. На нашей страничке мы коротко расскажем об этом.
Термин «музейная педагогика» пришел к нам из Германии, где он появился на рубеже 19-20 вв. С этого времени музей начал осознаваться как учреждение, одной из главных функций которого стала образовательно-воспитательная. Важно отметить, что центральное место в музейно-образовательной деятельности отводилось учителю, педагогу как участнику и организатору музейно-педагогического процесса.
Воспитатели МАДОУ большое внимание уделяют музейной педагогике, которая является одной из самых современных технологией в сфере личностного воспитания детей.В группах нашего детского сада организованы мини-музеи:
группа раннего возраста "Капитошки"
подготовительная группа "Лучики"
Музейная педагогика в ДОУ - область образовательно-воспитательной деятельности, направленная на формирование у ребенка ценностного отношения к действительности, к культурному наследию человечества, к предметам искусства. Музейная педагогика является инновационной технологией в сфере личностного воспитания детей, создающая условия погружения личности в специально организованную предметно-пространственную среду. Любая экспозиция должна учитывать следующую логическую цепочку: Восприятие – Понимание – Осмысливание – Закрепление – Применение
Цель музейной педагогики – это сохранение наследия и культуры, развитие краеведения дошкольника через создание и использование многообразной деятельности мини-музеев в дошкольном учреждении. Создание мини-музеев помогает приобщать детей к истокам народной и национальной культуры, способствует сохранению народных традиций, воспитанию чувства патриотизма и духовности. Знакомство с музеем позволяет развивать у дошкольников способности к эстетическому созерцанию и сопереживанию, формировать уважение к другим культурам, потребность и способность самостоятельно осваивать окружающий мир.
Музейная педагогика в ДОУ играет большую роль в формировании системы ценностей ребенка:
- приобщение к историческому, культурному, природному наследию;
- способствует воспитанию толерантности;
- познавательному, творческому и эмоциональному развитию.
Кроме того, музейная педагогика обеспечивает наглядность образовательного процесса, способствует взаимодействию дошкольного учреждения с семьёй и социумом.
Итак, цель и задачи работы в ДОУ по музейной педагогике: Приобщение детей к искусству, раскрыть в детях творческий потенциал, создание условий для его самореализации.
Мини – музеи способствуют как познавательному развитию детей, так и художественно-эстетическому и осуществлению комплексного подхода к воспитанию.
Задачами мини – музея являются:
- воспитание у детей чувства гордости и уважения к своим предкам и современникам; знакомство детей с историей и культурой России, с работами народных умельцев;
- развитие познавательного интереса детей;
- развитие творчества детей посредством самостоятельной деятельности.
Важная особенность мини-музеев — участие в их создании детей и родителей. Дошкольники чувствуют свою причастность к мини-музею. Они могут: участвовать в обсуждении его тематики, приносить из дома экспонаты, ребята из старших групп проводить экскурсии для младших, пополнять их своими рисунками.
В настоящих музеях трогать ничего нельзя, а вот в мини-музеях не только можно, но и нужно! Их можно посещать каждый день, самому менять, переставлять экспонаты, брать их в руки и рассматривать. В обычном музее ребенок — лишь пассивный созерцатель, а здесь он — соавтор, творец экспозиции. Причем не только он сам, но и его папа, мама, бабушка и дедушка. Каждый мини-музей — результат общения, совместной работы воспитателя, детей и их семей. Содержание, оформление и назначение мини-музея обязательно должны отражать специфику возраста детей данной группы. Мини-музеи постоянно пополняются новыми экспонатами. Здесь же размещаются детские работы, выполненные совместно со взрослыми.
Музей – это своеобразный способ познания окружающего мира, поэтому он отражает самые разные стороны нашей действительности, тесно связанные между собой. Как использовать мини-музеи в работе с детьми и родителями.
В работе с детьми используем следующие формы:
- рассматривание иллюстраций, книг, энциклопедий, коллекции; визуальное посещение музеев при помощи интернета;
- использование в образовательной и самостоятельной деятельности;
- обыгрывание сценок по прочитанным произведениям;
- обследование предметов народных промыслов, знакомство и закрепление знаний о народных промыслах;
- познавательные беседы;
- закрепление знаний через дидактические игры и настольно-печатные;
- обыгрывание народных игр, придумывание своих игр;
- изодеятельность с музейными предметами.
Средства, которые используются в работе с детьми:
- Художественные (книги, иллюстрации);
- Средовые(семейная образовательная в ДОУ, социум);
- Действенные (практическая, исследовательская деятельность);
Вывод: на вопрос "Зачем это необходимо детям?" можно ответить следующее: совместная деятельность сотрудников, детей и родителей научит детей, и не только их, ценить и беречь наследие предшествующих поколений и умело ими пользоваться. Это даст ощущение почвенности и будет способствовать формированию целостности картины мира и исторического процесса. В мире все закономерно и обусловлено, ничего не возникает на пустом месте и не уходит в никуда. Разрушение до основания не продуктивно и расточительно, такой подход обессиливает народ и ведет к исчезновению сначала культуры, а затем и его самого.
Главное созданных мини -музеев – не ценность самих экспонатов, а наличие условий для творчества и самостоятельной деятельности ребенка. Как в образовательной, так и в самостоятельной деятельности мы стараемся использовать материалы музея.