РУБРИКУ ВЕДЁТ УЧИТЕЛЬ - ЛОГОПЕД
Еренкова Ирина Анатольевна
Уважаемые родители, коллеги и просто посетители сайта!
Заботливые, любящие своих детей родители найдут здесь полезную информацию о речевом развитии. Надеюсь, она будет полезной для вас.
Усваивая родной язык, ребенок усваивает не одни только слова…но бесконечное множество понятий, воззрений на предметы, множество мыслей, чувств, художественных образов, логику и философию языка – усваивает легко и скоро, в два-три года столько, что и половины того не может усвоить в 20 лет прилежного и методического учения. Таков этот великий народный педагог – родное слово. К.Д. Ушинский
Перечень нормативно-правовых документов, регламентирующих работу учителя-логопеда
Консультации, семинары, выступления на педагогических советах
Для воспитанников с ОВЗ и инвалидов функционирует кабинет учителя-логопеда.
Развивающая предметно - пространственная среда кабинета учителя -логопеда оборудована с учетом возрастных особенностей воспитанников, в том числе приспособленных для использования инвалидами и лицами с ОВЗ. Состояние материально-технической базы соответствует педагогическим требованиям, современному уровню образования и санитарным нормам.
Для работы с данной категорией воспитанников разработаны и реализуются адаптированные образовательные программы, образовательная и иная деятельность. Образовательная и иная деятельность (культурные практики) прописана на основе: «Комплексной образовательной программы дошкольного образования для детей с тяжелыми нарушениями речи (общим недоразвитием речи) с 3 до 7 лет», под. редакцией Н.В. Нищевой.
Логопедия – это наука о нарушениях развития речи, их преодолении и предупреждении посредством специального коррекционного обучения и воспитания.
Причины речевых нарушений.
Среди факторов, способствующих возникновению речевых нарушений у детей, различают неблагоприятные внешние (экзогенные) и внутренние (эндогенные) факторы, а также внешние условия окружающей среды. У детей дошкольного возраста речь является ранимой функциональной системой и легко подвергается неблагоприятным воздействиям.
Основные причины:
- различная внутриутробная патология, которая приводит к нарушению развития плода (в период от 4 нед. до 4 мес). Возникновению речевой патологии способствует токсикоз беременности, вирусные и эндокринные заболевания, травмы, несовместимость крови по резус-фактору и др.;
- родовая травма и асфиксия во время родов;
- различные заболевания в первые годы жизни ребенка;
- травмы черепа;
- наследственные факторы;
- неблагоприятные социально-бытовые условия
Речь ребенка формируется под влиянием речи взрослых и в огромной степени зависит от достаточной речевой практики, нормального речевого окружения и от воспитания и обучения, которые начинаются с первых дней его жизни.
Поводом обращения к логопеду в три года может служить и то, что во время речи кончик языка высовывается между зубами. Если малыш в три года неправильно произносит слова – это нормально, так как в это время идет формирование звукового строя речи и ребенок пробует разные варианты произношения. Малыш может изменять сложные слова до неузнаваемости. Однако следите, чтобы слово всегда сохраняло свой контур (количество слогов и ударения), ведь основа слова – гласные звуки. Но если ребенок и к пяти годам так и не научился говорить слова и звуки, необходимо обратиться к логопеду.