Вот и наступила золотая пора, когда вокруг всё переливается разноцветьем, сверкает ещё тёплое осеннее солнышко, шуршит под ногами осенний ковёр. Дышится легко и свободно. Самое время для прогулки и наблюдений за природой. Время осеннего листопада и дождей. Но педагогов с ребятами, осень не пугает, а только радует своими дарами и сюрпризами. Играя в подвижные игры с речевым сопровождением, русские народные игры, национальные игры других народов; игры хороводные, дидактические, шуточные, словесные, настольно-печатные; игры в слова, звуки и буквы; игры-драматизации, игры - потешки с пальчиками; диалоги как речевые сценки, разыгрываемые детьми, педагоги развивают лексико-грамматическую сторону речи детей, диалогическую, объяснительную и доказательную речь, автоматизируют правильное звукопроизношение, готовят к звукослоговому анализу и т. д.
С 9 по 10 октября 2019 г. в ДОУ прошла тематическая проверка по теме «Организация речевой деятельности на прогулке» с целью определения эффективности воспитательно-образовательной работы по развитию речи. На прогулке воспитатели наблюдали, играли в речевые игры, проводили индивидуальную работу с детьми.
Средняя группа «Подсолнушки»:
- наблюдение за небом
- малоподвижная речевая игра «У тебя, у меня»
- индивидуальная работа «Когда это бывает»

Средняя группа «Звёздочки»
- наблюдение за работой дворника
- подвижная речевая игра «Крот»
- индивидуальная работа «Чистоговорки»

Старшая группа «Почемучки»
- наблюдение за рябиной
- подвижная речевая игра «Жадный кот»
- индивидуальная работа: «Волшебные очки»

Подготовительная группа «Лучики»
- наблюдение: «Сравнение дерева и кустарника»
- хороводная игра «Гори,гори ясно!»
- индивидуальная работа «Большой-маленький»

Из–за ограниченности речевых средств общения у детей не следует придерживаться возрастного принципа отбора – на первом году обучения можно использовать даже игры для самых маленьких. Главное – доступность речевого материала и включенность игры в лексико-тематический цикл.
В раннем возрасте игры направлены на развитие различных функций - предпосылок речи.
Потешки, песенки, стишки и считалки представляют собой основу для развития всех сторон деятельности и психики малыша. В народном фольклоре («Сорока - белобока», «Ладушки», «Идет коза рогатая», «Потягушеньки») нередко сочетаются речь и движения, что закладывает начало формирования ритмической организации речи. Игры-манипуляции (складывание пирамидки, кубиков, катание мяча, игры с водой во время купания) позволяют познавать свойства и качества предметов, а также пополнять словарный запас соответствующей лексикой.
В младшем дошкольном возрасте большое значение приобретают игры, направленные на дальнейшее знакомство детей с окружающим миром. Здесь на помощь приходят произведения классиков литературы (А. Барто, С. Маршак, К. Чуковский, Е. Благинина, и. Токмакова и др.). Любое стихотворение, детская песенка становятся игрой при умелом и грамотном использовании. Взрослый выступает в роли волшебника, превращающего обычное стихотворение в игру, сказку, где участником становится и ребенок.
В среднем дошкольном возрасте основное направление в развитии речи – накопление словарного запаса, активное формирование грамматической стороны речи. Речевые игры «Скажи наоборот», « Угадай, что это?», «Кто летает?», «Дедушка и внучата» и другие помогают детям выделять существенные признаки предметов, определять и описывать их местоположение по отношению к себе и другим предметам, называть действия, совершаемые предметом.
В старшем дошкольном возрасте особое значение имеет воспитание слухового внимания, интереса к звуковому оформлению речи - произнесению звуков, интонационной выразительности, правильному построению сложных предложений и использованию предлогов. (Игры: «Что ты слышишь?», «Хлопки», «Поймай слово», «Исправь предложение».) В процессе подготовки к школе работа по развитию речи приобретает дифференцированный, целенаправленный характер. Речь ребенка становится развернутой, последовательной, логически завершенной; произносительная сторона достигает высокого уровня: он правильно произносит все звуки речи, пользуется интонационными средствами выразительности, умеет изменять темп и громкость речи. Первостепенное значение приобретает формирование тех функций, которые обеспечат плавный переход ребенка из дошкольного детства в начальную ступень обучения. Игры, развивающие способность к слоговому и звукобуквенному анализу и синтезу, в непринужденной и интересной форме подготовят дошкольника к обучению грамоте, вызывая естественный интерес к звучанию слова (Игры «Слова-перевертыши», «Телеграф»). |